05/28/03

Дoмoй
ПУБЛИКАЦИИ
МОИ САМОЛЕТЫ
РЕЗЮМЕ

ПОЗНАКОМЬТЕСЬ,

МОРГИС НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ

Никогда не думал, не мечтал, и не ждал генеральских погон.

С детства мечтал стать летчиком, и стал им в юности,  сохранил  любовь к  авиации до старости.

Генералом и гражданином стал благодаря летной профессии и авиационных учителей; инструкторов, командиров, членов экипажа, инженеров и техников,  авиационных специалистов, сослуживцев, всех встретившихся  на моем жизненном пути. 

В теплую летнюю погоду, рано утром, или вечером, часами лежал на крыльце или на траве и смотрел в небо, где летали маленькие самолеты и творили чудеса: немыслимые и непонятные "игры" в небе; "кувыркания", стремительные взмывания и падения. ...,в другие дни - погони друг за другом, с необыкновенными маневрами и выкрутасами. Кто они, на чем летают, зачем это? На все эти вопросы получил ответы значительно позже. Во время ВОВ на полевом аэродроме ВОРША, на берегу одноименной реки и реки Клязьмы, вблизи г. Владимира готовили пилотов, воздушных бойцов. В последствии и самому пришлось летать с этого аэродрома, и не "кувыркаться и играть", а выполнять фигуры высшего пилотажа; бочки, иммельманы, раверсманы, петли Нестерова и Шуара (косая петля), штопоры, горки, боевые развороты...,когда был курсантом Владимирского аэроклуба - "сталинским соколом". Как мне хотелось так же "покувыркаться " над своим поселком Костерево, где жили родители, друзья и знакомые, откуда я наблюдал часами свое будущее! Но уже тогда летная дисциплина была объективной реальностью, и она осталась на всю жизнь! Это и позволило мне отлетать свой век без катастроф, аварий, поломок и  предпосылок к летным происшествиям.

 

В полуподвальном помещении частного дома, жили студенты Владимирского техникума, и не подозревали, что судьба свяжет их с авиацией. В этом доме, то же на частной квартире, жил участник Великой Отечественной Войны летчик штурмовик Вячеслав Абаренов, запретивший называть себя по отчеству а просил называть себя просто Славкой. Он оказался летчиком инструктором аэроклуба. Его рассказы и летные "байки" очень впечатляли, особенно меня. Мои давнишние авиационные мысли возродились и я поступил в аэроклуб, а Вячеслав взял на себя обязанность научить летать. Он то и стал моим первым инструктором летчиком. Две "вывозных" программы ...! А самостоятельно не выпускают...! "Не несут мешок с песком в переднюю кабину для центровки..."? Какая то не собранность, пассивность, не уверенность...? Страдал, злился на себя ..., другие летают сами...!  Образовавшийся тайм аут был мучительным. Я не находил "себе места", пытался анализировать, сравнивать с другими, советовался, просил помощи. Инструктор мой Вячеслав, тоже неудомевал. В техникуме учился хорошо, разносторонний  спортсмен разрядник, общественник, член клуба мотоциклистов, а самолет ему не поддается! Живя в одном доме мы встречались ежедневно. Принес однажды Абаренов мне книгу французского автора летчика Сент Экзепюри. Я не смог оторваться от чтения, пока не прочитал всю залпом. Сразу же еще раз прочитал. Понял, полет на самолете, не только красивая романтика, но и великий труд, знания, смелость, уверенность и ответственность. Ходил в УЛО, читал повторно все инструкции, наставления... . А в классе висела агитка - Сталинское высказывание - "Летчик это концентрированная воля, характер,  умение идти на риск". Оно, уже по новому, врезалось в мое сознание. Когда освободился аэродром "Семязино" от соревнований парашютистов, наши полеты вновь начались. С первого же полета я с какой то новой ожесточенностью  и настойчивостью держал "ручку", "газ" и "педали" уже  уверенно. В этом полете мой инструктор даже оборачивался посмотреть, кто сидит в кабине. А когда я чувствовал, что он держится за "ручку", то настойчиво пошевеливал ей, что бы  "отпустил". После второго полета зарулили на стартовую стоянку, а Вячеслав привел начальника аэроклуба для контрольного полета.      Два одинаково хороших полета и! Принесли мне заветный мешок с песком, закрепили и выпустили в первый самостоятельный полет. Чудно как то стало: во всех предыдущих полетах, впереди маячила спина инструктора, а теперь такой обзор, простор, чувство что теперь, это уж точно я сам и один управляю самолетом! Началась программа высшего пилотажа. Теперь я понял зачем и почему тогда в детстве, я любовался этим красивым действом летчиков, зачем они это делали, я уже знал. Твердо решил стать летчиком истребителем. Поступил в Сталинградское ВАУЛ, где проучившись год в теоретическом батальоне и планировавшийся  выпуск на самолете МИГ-15, был прерван приказом о переводе всех "аэроклубников"  в Омское ВАУЛ для ускоренной подготовки летчиков бомбардировщиков на самолете ИЛ-28. Сначала , мы все "стучали кулаками себя в грудь" и пытались доказать, что мы прирожденные истребители. Начальство выполняло приказ и все же изменило  нашу судьбу, впрочем в последствии я об этом никогда не сожалел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Chat.ru ТЕЛПНЕОДХЕФ: ФПЧБТЩ ЙЪ лЙФБС ОБ УБКФЕ Asia.ru!