|
|
ПОЗНАКОМЬТЕСЬ,
МОРГИС НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ
|
Никогда не думал, не мечтал, и не ждал генеральских погон.
С детства мечтал стать
летчиком, и стал им в юности, сохранил любовь к
авиации до старости.
Генералом и гражданином
стал благодаря летной профессии и авиационных учителей; инструкторов,
командиров, членов экипажа, инженеров и техников, авиационных
специалистов, сослуживцев, всех встретившихся на моем жизненном
пути.
|
В
теплую летнюю погоду, рано утром, или вечером, часами лежал на крыльце
или на траве и смотрел в небо, где летали маленькие самолеты и творили
чудеса: немыслимые и непонятные "игры" в небе; "кувыркания",
стремительные взмывания и падения. ...,в другие дни - погони друг за
другом, с необыкновенными маневрами и выкрутасами. Кто они, на чем
летают, зачем это? На все эти вопросы получил ответы значительно позже.
Во время ВОВ на полевом аэродроме ВОРША, на берегу одноименной реки и
реки Клязьмы, вблизи г. Владимира готовили пилотов, воздушных бойцов. В
последствии и самому пришлось летать с этого аэродрома, и не
"кувыркаться и играть", а выполнять фигуры высшего пилотажа; бочки,
иммельманы, раверсманы, петли Нестерова и Шуара (косая петля), штопоры,
горки, боевые развороты...,когда был курсантом Владимирского аэроклуба -
"сталинским соколом". Как мне хотелось так же "покувыркаться " над
своим поселком Костерево, где жили родители, друзья и знакомые, откуда я
наблюдал часами свое будущее! Но уже тогда летная дисциплина была
объективной реальностью, и она осталась на всю жизнь! Это и позволило мне отлетать
свой век без катастроф, аварий, поломок и предпосылок к летным происшествиям. |
|
|
В полуподвальном помещении частного дома,
жили студенты Владимирского техникума, и не подозревали, что судьба
свяжет их с авиацией. В этом доме, то же на частной квартире, жил
участник Великой Отечественной Войны летчик штурмовик Вячеслав Абаренов,
запретивший называть себя по отчеству а просил называть себя просто
Славкой. Он оказался летчиком инструктором аэроклуба. Его рассказы и
летные "байки" очень впечатляли, особенно меня. Мои давнишние
авиационные мысли возродились и я поступил в аэроклуб, а Вячеслав взял
на себя обязанность научить летать. Он то и стал моим первым
инструктором летчиком. Две "вывозных" программы ...! А самостоятельно не
выпускают...! "Не несут мешок с песком в переднюю кабину для
центровки..."? Какая то не собранность, пассивность, не уверенность...?
Страдал, злился на себя ..., другие летают сами...! Образовавшийся
тайм аут был мучительным. Я не находил "себе места", пытался
анализировать, сравнивать с другими, советовался, просил помощи.
Инструктор мой Вячеслав, тоже неудомевал. В техникуме учился хорошо,
разносторонний спортсмен разрядник, общественник, член клуба
мотоциклистов, а самолет ему не поддается! Живя в одном доме мы
встречались ежедневно. Принес однажды Абаренов мне книгу французского
автора летчика Сент Экзепюри. Я не смог оторваться от чтения, пока не
прочитал всю залпом. Сразу же еще раз прочитал. Понял, полет на
самолете, не только красивая романтика, но и великий труд, знания,
смелость, уверенность и ответственность. Ходил в УЛО, читал повторно все
инструкции, наставления... . А в классе висела агитка - Сталинское
высказывание - "Летчик это концентрированная воля, характер,
умение идти
на риск". Оно, уже по новому, врезалось в мое сознание. Когда
освободился аэродром "Семязино" от соревнований парашютистов, наши
полеты вновь начались. С первого же полета я с какой то новой
ожесточенностью и настойчивостью держал "ручку", "газ" и "педали"
уже уверенно. В этом полете мой инструктор даже оборачивался
посмотреть, кто сидит в кабине. А когда я чувствовал, что он держится за
"ручку", то настойчиво пошевеливал ей, что бы "отпустил". После
второго полета зарулили на стартовую стоянку, а Вячеслав привел
начальника аэроклуба для контрольного полета.
Два одинаково хороших полета и! Принесли мне заветный мешок с песком,
закрепили и выпустили в первый самостоятельный полет. Чудно как то
стало: во всех предыдущих полетах, впереди маячила спина инструктора, а
теперь такой обзор, простор, чувство что теперь, это уж точно я сам и
один управляю самолетом! Началась программа высшего пилотажа. Теперь я
понял зачем и почему тогда в детстве, я любовался этим красивым действом
летчиков, зачем они это делали, я уже знал. Твердо решил стать летчиком
истребителем. Поступил в Сталинградское ВАУЛ, где проучившись год в
теоретическом батальоне и планировавшийся выпуск на самолете
МИГ-15, был прерван приказом о переводе всех "аэроклубников" в
Омское ВАУЛ для ускоренной подготовки летчиков бомбардировщиков на
самолете ИЛ-28. Сначала , мы все "стучали кулаками себя в грудь" и
пытались доказать, что мы прирожденные истребители. Начальство выполняло
приказ и все же изменило нашу судьбу, впрочем в последствии я об этом никогда
не сожалел.
|
|